Иностранные автопроизводители собрались на конференции Ассоциации
европейского бизнеса (AEB), чтобы обсудить итоги прошлого года и
наметить перспективу 2009 года. Несмотря на финансовый кризис, прошлый
год для большинства участников российского авторынка закончился удачно.
Общий рост по итогам 2008 года составил 26%, тогда как в 2007 году
прирост рынка составлял 61%. Объем продаж автомобилей иностранных марок
по сравнению с 2007 г. вырос до 2 080 800 штук (в прошлом году было
продано 1 645 130 новых иномарок). Никаких сенсаций по итогам года не
случилось, и лидеры рейтинга вот уже который год примерно те же. Ими
стали: американская марка Chevrolet – 235 466 автомобилей (рост на
24%), корейская Hyundai – 192 719 автомобилей (рост на 30%), японская
Toyota – 189 966 автомобилей (рост на 31%), американская Ford – 184 828
автомобилей (рост на 6%), японская Nissan – 146 547 автомобилей (рост
на 26%).
Большинство автопроизводителей закончили год хотя и с небольшим
приростом, но все-таки без потерь. С очень хорошими показателями год
закончили такие автопроизводители, как: Honda (+131%), Fiat (+118%),
Peugeot (+93%), Skoda (+84%), а также такие марки, чья доля в целом
все-таки остается очень маленькой (до 5 тысяч автомобилей в год), как
BYD (+108%), Dodge (+73%) и SEAT (+780%).
Пострадавшими можно считать самые дешевые и самые дорогие марки.
Ущемляемые в последнее время по самым разным причинам китайские
автопроизводители хором сдали позиции. Пострадали: Chery (-58%), Hafei
(продажи остановлены), FAW Commercial Vehicles (-45%). Очень невнятная
ситуация с марками Brilliance, Lifan, Geely, дистрибьюторы которых если
не разорились, то предпочли не предоставлять данные по итогам года.
Сюда же можно отнести и успешную одно время иранскую марку IKCO (-58%),
которая стала жертвой несовершенной системы логистики. В
премиум-сегменте в связи с кризисом убавилось покупателей у престижных
Alfa Romeo (-60%), Porsche (-14%) и Hummer (-12%).
Отрицательная динамика подпортила показатели автокомпаниям в
декабре, который стал самым тяжелым месяцем в году и показал падение
рынка в 10%. Так, только в декабре объемы продаж Chevrolet упали на 61%
– до 21 319 автомобилей, продажи Ford на 15% – до 12 055 автомобилей,
Hyundai на 45% – до 17 677 автомобилей. Однако жаловаться
компаниям-лидерам все-таки не приходится – за исключением Ford, который
никак не может разобраться со своими производственными проблемами.
Что касается текущего года, автопроизводители особо радостных эмоций
не испытывают. В ближайшее время иностранцы будут работать на свой
страх и риск – прогнозы на следующий год делать просто бессмысленно,
сказал вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, генеральный
директор ООО “Фольксваген Рус” Мартин Ян. Особенности российской
политической и экономической систем только усугубят непредсказуемость
российского рынка в условиях кризиса.
Падение рынка неизбежно, считают в AEB: на данном этапе, по прогнозу
AEB, оно может составить -19%. И эта цифра выглядит еще достаточно
оптимистично, так как самые пессимистичные прогнозы оценивают возможное
падение рынка в 30-50%. Тем не менее в AEB предпочитают не нервировать
партнеров и верят, что российские потребители не смогут отказаться от
приобретения автомобилей. “Вместе с тем мы не можем рассчитывать на
прирост продаж”, – констатировал г-н Ян. Прогноз по объему продаж на
2010 год он вообще предпочел не давать, но объявил, что цены на
иномарки продолжат расти из-за повышения таможенных пошлин и
девальвации рубля.
Сейчас рост составляет рекордные 7% (последние три года новогодний
рост цен укладывался в 3-4%). Как цены будут расти дальше, в AEB
говорить поостереглись, но заявили, что ни на какие уступки
потребителям автопроизводители идти не смогут, полагая, что для
дисконта в себестоимости автомобиля места сейчас просто нет. При этом
Мартин Ян прогнозирует, что рост объема производства автомобилей
иностранных марок в России будет увеличиваться, но это будет зависеть
от ситуации с финансированием.
Европейцы прямо дали понять, что обижены теми преференциями, которые
правительство РФ предоставляет российским автопроизводителям
(заградительные пошлины, беспроцентные кредиты на миллионы долларов и
т. д), игнорируя рыночные интересы иностранных инвесторов. Денег таких
иностранцы, конечно, для себя не требуют, но предпочли бы, чтобы
конкурентов хотя бы не “подкармливали” и обеспечили свободный рынок.
Например, цены на вазовскую продукцию растут вслед за конкурентами, да
и введение заградпошлин, по мнению европейских автопроизводителей, не
сможет перераспределить спрос в пользу российских автопроизводителей,
чья продукция, объективно говоря, хуже по качеству, хотя и вполне
сопоставима по цене с некоторыми собираемыми в России иномарками.
“Очень жаль, что правительство РФ выделяет огромные деньги на
поддержку российских автопроизводителей, тогда как эти деньги не
доходят до рынка и не сказываются на самом главном – на потребителе, –
подводит итог М. Ян. – Потребитель не чувствует всех этих жертв и не
получает качественного продукта. А мы в это время тоже даем рабочие
места в России, мы платим налоги и даем работать нашим российским
поставщикам и хотим иметь своего потребителя. Все это составляет
большую проблему, над которой мы и собираемся в ближайшее время
работать”.
|