Цены в рублях дилеры
сегодня преподносят в качестве спецпредложения: “Прошлогодние цены в
рублях!” – рекламирует свой салон одна крупная автокомпания. Стоимость
рубля падает, а “доллар” и “евро” растут как на дрожжах. Многие дилеры
предпочли перейти к торговле по своим собственным курсам валют с
использованием уже подзабытого понятия “у.е.”. Несмотря на то что
конечные ценники стоят в рублях,
расчет стоимости автомобиля осуществляется по внутреннему курсу, от
чего цена автомобиля может меняться хоть десять раз на дню.
В законе “О защите прав потребителей” сказано, что информация о товарах
(работах, услугах) обязательно должна содержать: цену в рублях и
условия приобретения товаров (работ, услуг). В это время существует и
другой закон – ст. 317 Гражданского кодекса РФ, который оставляет
возможность определения цены договора в сумме, эквивалентной
иностранной или условной денежной единице, – правда, расчет при этом
все равно должен производиться в рублях. Поскольку Гражданский кодекс
имеет приоритет перед потребительским законодательством, коммерсанты
предпочитают использовать понятие “у.е.”, более выгодное в период
высокой рублевой инфляции. Позиции рубля сейчас резко падают, а с
помощью “у.е.” можно закодировать конечную цену товара.
Представительства автомобильных компаний (Ford, Nissan, Renault,
Citroen и др.) поспешили заверить, что все цены на автомобили
указываются только в рублях, как того и требует российское
законодательство. Однако ряд компаний подтвердили, что цена
устанавливается в расчете от курса доллара либо евро. “Мы продаем
машины, номинированные в рублях. Рублевая цена указывается по текущему
курсу ЦБ. Справочно цена указана в евро, исходя из нее рассчитывается
рублевая цена”, – рассказали в представительстве Mercedes-Benz.
Еще в декабре о привязке цен к доллару и о повышении цен, связанном с
укреплением доллара по отношению к рублю, объявили японские
автопроизводители: Toyota, Mazda, Mitsubishi.
В это время дилеры не стесняются объявлять, что готовы предоставить в
автосалонах специальный курс “евро” или “доллара” – в основном это
происходит в контексте спецпредложений. Учитывая, что курс постоянно
растет, “скидка” при этом получается достаточно условной. В
представительстве BMW подтвердили, что в качестве спецпредложения на
автомобили 2008 г. в. здесь выступает специальный курс “евро”: на BMW 1
серии (трех- и пятидверные версии) – курс евро 36 рублей; на BMW 3 серии – 32 рубля; на BMW 5 серии – 34 рубля; на BMW X3 – 36 рублей; на BMW X5
– 36 рублей. При этом BMW Group Russia продолжает производить все
расчеты в рублях, все цены также указаны в рублях, заверила PR-менеджер
BMW Group Russia Ксения Климушина.
Существование разных курсов валют может обернуться против покупателя,
который часто ждет машину сроком до года, хотя сейчас, конечно, речь о
дефиците не идет. Внося предоплату за автомобиль, нужно удостовериться,
что дилер не имеет права менять курс у.е. в одностороннем порядке.
Иначе, собравшись покупать машину за 20 тыс. долларов, придется отдать
гораздо больше с учетом растущих, если не сказать прыгающих, “доллара”
и “евро”. Надо помнить, что если дилер не заключает с покупателем
дополнительного соглашения о смене курса “у.е.”, то одностороннее
изменение курса условной единицы незаконно.