Отечественные автопроизводители,
испытывающие огромные проблемы со сбытом, продолжают думать, как
спастись от кризиса. Ряд компаний собирается начать лоббировать в
правительстве РФ запрет на субсидирование процентных ставок по
банковским кредитам на закупку техники зарубежного производства. В
частности, с подобной инициативой выступил АСМ-Холдинг (автомобильная и
сельхозтехника). Участники рынка автокредитования считают инициативу ненормальной и уверены, что российский автопром подобные заградмеры все равно не спасут...
Основное количество иномарок в кредит сегодня действительно продается через иностранные автобанки
по “льготным” условиям. На российском рынке таких банков несколько:
“Тойота Банк”, “Мерседес-Бенц Банк Рус”, GM Finance, Nissan Finance,
Renault Credit, BMW Bank, PSA Finance. Большинство российских банков в
настоящее время либо частично приостановили выдачу автокредитов, либо
значительно повысили уровень кредитных ставок и ужесточили требования.
Таким образом, автокредитованием занимаются исключительно банки
автопроизводителей или российские банки, работающие по фирменным
программам автоконцернов, а также Сбербанк, ВТБ-24 и БСЖВ (“Банк
Сосьете Женераль Восток”). Еще летом условия в автобанках считались на порядок выгоднее. В среднем российские коммерческие банки предлагают сейчас кредит на покупку автомобиля
в долларах США по ставке 14% и в рублях по ставке 30%. В большинстве
“автомобильных” банков программы с рублевой валютой кредита временно
приостановлены, что резко повысило интерес к кредитам, например, в
таком банке, как Сберегательный банк РФ, ставка по рублям в котором от
11% годовых. Эксперты считают, что по кредитам с валютой (доллары США)
все-таки выгоднее обращаться к “автомобильным” банкам, так как ставка
по кредиту у них в большинстве случаев остается на уровне от 9-10%
годовых. Впрочем, однозначный ответ на вопрос о том, где выгоднее кредитоваться, дать сложно: в каждом банке будут свои нюансы, у каждого заемщика свои критерии удачных условий. В целом в сегодняшних условиях процентные ставки на
российском рынке кредитования остаются очень высокими. При минимальном
историческом уровне процентных ставок в размере 0-0,25% в США и 2% в
Европе Центробанк России увеличил ставку рефинансирования до 13%. Такие
чрезвычайно высокие ставки приведут к еще большему сокращению спроса на
автокредиты в течение ближайших месяцев. О больших объемах кредитования сегодня и так говорить не приходится. Дилеры сообщают, что продажи иномарок
в кредит с начала года идут слабо. По оценке президента автохолдинга
“Фаворит Моторс” Владимира Попова, они сократились на 20%. Как говорят
в ГК “АвтоСпецЦентр”, если раньше в кредит продавалось 30-40%
автомобилей (в зависимости от марки), то с ноября только 10%. Зато
увеличилось число покупок за наличные, особенно в среднем ценовом
сегменте. “В основном все, кто раньше хотели BMW, Audi и Mercedes-Benz,
чтобы казаться немного круче, чем они есть, включили, наконец, голову,
перестали влезать в долги и стали покупать то, на чем ездит вся
Европа”, – констатирует В. Попов. На фоне общего
снижения объемов продаж число выданных автокредитов будет только
снижаться. Например, как прокомментировали ситуацию в “Мерседес-Бенц
Банк Рус”, в текущей экономической ситуации планируемый объем
кредитного портфеля будет пересматриваться ежеквартально и будет
зависеть от темпов роста/падения российского автомобильного рынка. Тем
не менее те участники рынка, которые успели закрепиться на рынке
автокредитования, скорее всего, продолжат работать в сегодняшних
экономических условиях. Что касается возможности запрета “льготных”
программ, эксперты считают эту инициативу абсолютно ненормальной, а
шанс по реализации такого проекта фактически нулевым. “На наш взгляд,
отзыв банковской лицензии у банков иностранных автопроизводителей и поддержка отечественного автопрома
не имеют никакой зависимости, – говорят в “Мерседес-Бенц Банк Рус”. –
Банки иностранных автопроизводителей – это прежде всего российские
коммерческие банки с иностранным капиталом, которые осуществляют свою
деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с
действующим законодательством РФ, отзыв лицензии у которых возможен в
результате нарушения законодательства РФ”. Отзыв
лицензии у банка, ведущего свою деятельность в соответствии с нормами
закона, – мера абсолютно не рыночная, поэтому правительство и ЦБ вряд
ли пойдут на нее, согласен финансовый директор ГК “АвтоСпецЦентр” Олег
Мосеев. “Ни одна мера лоббистского характера не сможет помочь
предприятиям традиционного отечественного автопрома, – комментирует
эксперт. – Только выпуск продукции надлежащего качества по адекватной
цене, отлаженные процессы продаж и обслуживания, эффективные дилерские
сети смогут помочь российским автопроизводителям подняться на
качественно иной уровень”. “На мой взгляд, отзыв
лицензий невозможен, – говорит В. Попов, в свое время, кстати,
занимавший должность советника президента ОАО “АвтоВАЗ”. – Мы и так
должны корректировать свой имидж в пользу большей предсказуемости для
западных партнеров. Закрытие иностранных автозаводов в России
никакой реальной помощи отечественному автопрому оказать не может. Наш
автопром выпускает вполне приличный, востребованный региональными
рынками продукт. При этом все его резервы лежат не в области
потребительских качеств продукта, а в области себестоимости, которую
можно существенно оптимизировать. Именно этим и надо заниматься. На
сбыт иномарок в среднем ценовом сегменте любые метания в пользу
АвтоВаза, ГАЗа и УАЗа никак не повлияют”.
|
|
| Еще летом условия в автобанках
считались на порядок выгоднее | Продажи иномарок в кредит с
начала года идут слабо | Русскому автопрому нужно
повышение качества продукции
и развитие дилерских сетей |
|