С проштрафившихся автолюбителей не будут брать ни копейки за эвакуацию
машины и за первые сутки ее хранения. Революционное решение вынес на
днях Верховный суд РФ. А благодарить за такой приятный подарок со
стороны Фемиды автовладельцы должны москвича Алексея Пасканного.
24 января этого года 29-летний мужчина совершил ДТП на Варшавском
шоссе. За нарушение правил дорожного движения сотрудники ГИБДД решили
отправить его “Крайслер” на штрафстоянку. Инспектора вызвали эвакуатор,
погрузили на него авто. “Железного коня” припарковали на одной из
стоянок ГУП “Мострансконтроля” в Бирюлеве.
Сюда и отправился за ним Алексей на следующий день. Разумеется, он
обалдел, увидев чек почти на 4 тысячи рублей, из которых 2800 — за
транспортировку авто и 980 целковых за 18 часов хранения. Алексей от
вида квитанции взгрустнул, а потом позвонил своему другу — юристу
Михаилу Салкину. Тот сразу же приехал и затеял правовой спор с
владельцами стоянки. Он убеждал их в том, что с 1 июля 2008 года
вступили в силу утвержденные федеральным законом поправки в Кодекс РФ
об административных правонарушениях. В соответствии с ними брать деньги
за транспортировку и хранение машины меньше 24 часов не должны. Слушать
юриста, разумеется, никто не стал. При этом и в ГУП “Мострансконтроль”,
и в столичном ГИБДД ссылались на постановление Правительства РФ “Об
утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на
стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации”. В одном из его
пунктов черным по белому написано, что не подлежат оплате только первые
три часа хранения задержанного транспортного средства на
специализированной стоянке. Также там уточнено, что размер платы за
транспортировку и хранение устанавливается субъектом Российской
Федерации.
— Надо сказать, что в Москве эта плата еще не такая значительная,
как в другие регионах, — говорит юрист. — В Питере за эвакуацию нужно
платить 6000 рублей. В Московской области — 5000. Согласитесь, для
автовладельцев эта значительная сумма. А ведь от уплаты их освободил
сам закон. Но чтобы доказать это, пришлось обращаться в Верховный суд
РФ.
Высшие судьи согласились, что пункт постановления Правительства РФ
противоречит федеральному закону. А раз так, то его признали
недействительным. Плюс суд взыскал с государственной казны в счет
Пасканного 7200 рублей — на все судебные издержки.
Комментарии почетного адвоката России, вице-президента Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского:
— Сложно переоценить важность этого дела. Эвакуаторы и платное
хранение задержанных авто — это навязанная услуга гаишников,
муниципальных властей и коммерсантов. Федеральный закон должен был
ослабить их влияние на владельцев машин, но хозяева стоянок его
игнорировали, ссылаясь на постановление правительства. Верховный суд
сделал то, что должен быть: привел в соответствие законодательную базу.
Но надо пойти дальше. Эвакуация должна проводиться в крайних случаях —
когда, к примеру, есть подозрение, что в машине бомба. Вообще термин
“эвакуация” надо заменить на “перемещение”. Стоянка должна быть в
шаговой доступности. Ну и, наконец, машину, сколько бы она ни простояла
(хоть год), должны выдавать даже со стоянки бесплатно. А если
коммерческая структура считает, что владелец специально долго ее не
забирал и потому должен ей заплатить, пусть обращается в суд.
<<<первоисточник>>>
|