Правильная диагностика современных систем кондиционирования
Наличием кондиционера в машине уже никого не удивишь. В 1990 году кондиционеры устанавливались всего на 12% всех автомобилей, которые сходили с конвейера. Сегодня доля автомобилей с системой кондиционирования воздуха уже составляет более 80%. Все кондиционеры работают по одному принципу, различаются только системы управления: ручная или автоматическая (климат-контроль).
Специалисты утверждают, что диагностику кондиционера необходимо проводить раз в год, но, как показывает практика, мало кто прислушивается к таким рекомендациям. И напрасно! Грязь, реагенты и химикаты, которыми пропитаны наши дороги зимой, забиваются между элементами кондиционера и являются основной причиной коррозии, последствием которой рано или поздно станет утечка фреона, а также поломка основных компонентов системы. В итоге проблема отражается не только на бюджете, но и на нашем здоровье, так как при утечке мы вдыхаем фреон во время движения автомобиля.
Сегодня большинство автомобилей заправляется фреоном R134a, который в отличие от R12 оказывает значительно меньшее влияние на озоновый слой. Но российский автомобильный парк имеет свои нюансы, и мы знаем, что на наших дорогах огромное количество транспортных средств, которые сошли с конвейера до 1995 года, а именно тогда прекратили производство R12 и почти полностью переделали систему кондиционирования под «новый» фреон.
На сегодняшний день большинство сервисных станций предоставляет возможность перехода с R12 на R134a. В этом случае необходимо заменить минеральное масло на синтетическое, установить новый ресивер-осушитель, поменять резиновые шланги и проверить работу всех узлов. В некомпетентных сервисах работники не обращают внимания на тип фреона, который предназначен для конкретного автомобиля и заправляют автомобиль тем, что есть. Если кондиционер работает на «старом» R12, то заправка R134a может вывести систему из строя, так как при реакции разных фреонов и масел возникает образование твердых осадков, которые впоследствии «забьют» систему. Тип фреона всегда указывается на одном из блоков кондиционера и должен в обязательном порядке учитываться при заправке.
Баллоны с фреоном необходимо покупать только в специализированных магазинах, где предлагают типы R12 и R134a, а также R134a с ультрафиолетовым веществом. Стоит отметить, что многие фирмы-производители заправляют кондиционеры ультрафиолетовым красителем прямо на заводе. Это значительно облегчает задачу работника сервисной станции при диагностике системы.
Требования к диагностическому и сервисному оборудованию возрастают по мере совершенствования автомобильных систем и компонентов. Помимо высокой эффективности, прибор должен быть компактный и простой в обращении. Основываясь на вышеперечисленных факторах, многие сервисные станции уже отдали свое предпочтение SECUsmart – последней разработке совместного предприятия Behr Hella Service. Hella уже давно занимается системами кондиционирования, а объединение с компанией Behr только укрепило позиции компании в данном сегменте рынка.
До начала работы над созданием SECUsmart было проведено множество исследований и опросов среди работников и руководителей сервисных станций для выявления слабых и сильных сторон аналогичного оборудования. Исследования показали, что, помимо высокого качества обслуживания кондиционеров, прибор должен быть компактным, а также автоматизирован до такой степени, чтобы сотрудник сервиса мог выполнять другие функции в то время, как работает прибор.
SECUsmart полностью автоматизирован, но при этом есть возможность выполнения программ поодиночке или одна за другой по желанию пользователя. Первый этап диагностики любого кондиционера – это откачка вещества, которое осталось в системе. Во время откачки хладагента SECUsmart отделяет фреон от масла и автоматически тестирует каждый компонент, параметры которого отображаются на дисплее. Только после данной процедуры возможна диагностика системы на предмет протечек путем создания вакуума.
Стоит отметить, что утечка хладагента является основной причиной поломки кондиционера. Если такая проблема обнаружена, создать вакуум будет невозможно и прибор автоматически направит в систему контрастное ультрафиолетовое вещество. Под специальными лампами работники сервисной станции находят место протечки и устраняют ее. Для лучшего результата осмотр следует проводить в темноте и в специальных очках. Места утечек можно определить по желто-зеленым подтекам или туманностям того же цвета.
Во времена первых кондиционеров утечки находили с помощью специальной газовой горелки, пламя которой фреон окрашивал в зеленый цвет. Такой способ был не только неэффективным, но и опасным, так как при сжигании фреона выделяется отравляющее вещество фосген. Сегодня, помимо ультрафиолета, также используют специальные электронные течеискатели, которые улавливают фреон в воздухе, но специалисты постепенно отказываются от таких приборов из-за неточности показаний.
После устранения утечек SECUsmart заправляет хладагент в систему и проводит дополнительную промывку, число циклов которой также устанавливается пользователем. Каждое действие сопровождается параметрами выбранных функций и считыванием данных, выводимых на дисплей. После полного обслуживания SECUsmart выводит на принтер распечатку протоколов значений, которые были переработаны устройством.
По аналогии был создан прибор SECUmobile, который предназначен для тех, кто работает на выездах к клиенту, а также для обслуживания строительных и сельскохозяйственных машин. Прибор проводит полное обслуживание системы на месте, тем самым не загромождая сервисное помещение дополнительной техникой. Полная заправка кондиционера в данном случае просто необходима, поскольку частичная заправка приводит к порче всей системы и повторному посещению сервисной станции.
|