Министерство финансов РФ предложило изменить Налоговый кодекс, разрешив региональным властям привязывать размер транспортного налога к экологическому классу автомобилей и увеличить верхнюю ставку налога в два раза.
Как пишет «Независимая газета», об этом заявил руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин во время презентации нового варианта проекта «Основных направлений налоговой политики на 2010-2012 годы». По словам Трунина, регионам предлагается с 2010 года привязывать ставки транспортного налога к году выпуска автомобилей и их экологическим характеристикам. При этом нынешние минимальные ставки налога планируется сохранить, а максимальные увеличить вдвое.
Сейчас на федеральном уровне устанавливаются только минимальные ставки транспортного налога, привязанные к мощности двигателей автомобилей, а регионы могут самостоятельно увеличивать или уменьшать его в пять раз от базовой величины.
Если же предложение Минфина будет принято, то, по мнению экспертов, пострадают владельцы подержанных автомобилей – их машины не удовлетворяют современным экологическим требованиям, и повышение транспортного налога затронет, в первую очередь, именно их. При этом максимальная ставка по желанию региональных властей может быть увеличена в десять раз. К примеру, владельцы продукции «АвтоВАЗа», большая часть которой подпадает под категорию «до 100 лошадиных сил», рискуют получить налог на свою машину не 400–500 руб. в год, как сейчас, а 4–5 тыс. руб., а налог на популярную Toyota Land Cruiser-200 с мощностью двигателя от 235 до 288 «кобыл» может вырасти до 35 тыс. и 86 тыс. рублей. Впрочем, авторы документа отмечают, что «региональные власти при желании могут не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки на отдельные категории с целью пополнения бюджетных средств».
Однако аналитики уверены, что инициатива Минфина в любом случае негативно скажется на налогоплательщиках. «За свой счет они должны будут компенсировать субъектам недополученные ими из федерального бюджета субсидии», – заявила изданию руководитель юридического отдела аудиторской компании МКПЦН Татьяна Винокуров. А представитель юридической компании «Яковлев и Партнеры» Екатерина Леоненкова считает, что тем самым федеральный центр возлагает на региональные власти ответственность за принятие непопулярных решений и, соответственно, «любую негативную реакцию со стороны налогоплательщиков».