Официальные представительства автокомпаний в России ведут борьбу с “серыми” поставщиками и дилерами уже не первый год. И пока первые пытаются добиться от правительства защиты своих прав, вторые ищут лазейки в законах. Впрочем, трудно сказать, кто прав, а кто виноват, ведь если с одной стороны действия “серых” ограничивает Таможенный реестр, то с другой стороны руки им развязывает тот факт, что к ввозу в Россию запрещен только контрафактный товар.
В настоящее время назревает очередной скандал, связанный с незаконным использованием товарных знаков. Компания Porsche AG подала исковые заявления в Арбитражный суд Москвы с требованием запретить использование своих товарных знаков на ресурсе cayenneclub.ru (он же cayenne-club.ru), в том числе в названии доменного имени.
Отметим, что сам сайт позиционирует себя как некоммерческую организацию, а именно как фан-клуб марки Porsche. По сообщению пресс-службы “Кайен-клуба”, сегодня его членами являются более 3000 человек со всей России, а деятельность клуба “повышает лояльность потребителей к марке “Порше” и влияет на формирование положительного образа автомобиля в России и странах СНГ”. Иными словами, портал вовсю продвигает марку Porsche в целом и модель Cayenne в частности. Однако ни один автопроизводитель в здравом уме не откажется от пиара, а если отказывается, значит, что-то с этим пиаром не так.
Администрация cayenneclub.ru обвиняет официальное представительство марки в посягательстве на доменное имя сайта. Якобы весь сыр-бор разгорелся по той лишь причине, что Porsche хочет передать домен в пользование своему официальному клубу.
По мнению пресс-службы российского представительства автокомпании Porsche AG, “Кайен-клуб” попросту использует товарные знаки, зарегистрированные за Porsche AG, для сбыта нелегально завезенных в страну запчастей. Более того, в представительстве убеждены, что “далеко не все товары, предлагавшиеся к продаже на этом сайте, являются оригинальными товарами Porsche”.
На самом деле, на упомянутом ресурсе размещено большое количество объявлений о продаже колесных дисков, обвесов, выхлопных труб и прочих комплектующих для автомобилей Porsche. Здесь же предлагается доставить эти запчасти в любую точку страны. Надо сказать, что подобная деятельность не входит в компетенцию фан-клубов.
Впервые ООО “Порше Руссланд”, владеющее лицензией на использование в России товарных знаков Porsche и Cayenne, направило администрации сайта официальное уведомление с просьбой прекратить незаконное использование товарных знаков в сети Интернет и в доменных именах еще 28 декабря 2007 года. Однако ответа не последовало. Повторное уведомление было направлено 25 декабря 2008 года и было также оставлено без внимания. В итоге Porsche подала в суд на администрацию портала. Предварительное слушание дела состоится 5 мая 2009 года.
Фан-клубы различных марок и моделей автомобилей представляют собой порой очень большие и сплоченные сообщества, которые занимаются популяризацией автомобилей, предоставлением сведений о сервисах, запчастях, аксессуарах и прочей полезной для владельцев автомобилей конкретной марки информации. Представительства автомобильных компаний сами оказывают всяческую поддержку таким общественным организациям. Но когда дело доходит до бизнеса, и особенно с использованием контрафактной или просто некачественной продукции непонятного производства, автомобильные компании готовы нанимать адвокатов, идти в суды и любыми доступными средствами охранять свой бизнес и свой имидж.