Лада-Уникум
Четыре года назад на стенде Lada на Франкфуртском автосалоне я
наблюдал, как посетители, что оказывались рядом с "Калиной", на тот
момент главной новинкой АвтоВАЗа, старательно ее ощупывали и пытались
просунуть пальцы в зазоры между кузовными панелями. Что-либо куда-либо
просунуть у немцев уже не получилось, ибо после того, как тольяттинцы
"промахнулись" с размерами дверей для "десятки", к подгонке кузовных
деталей они стали относиться намного ответственнее. Но пусть
сантиметровые зазоры остались в прошлом, стереотип о том, что "Лады"
собраны небрежно, жив до сих пор: "Приора" с кузовом "универсал",
которую журналистам представили в Калининградской области, стала для
местных жителей, забывших про существование отечественного автопрома
лет эдак 15 назад, объектом тактильного внимания: не стесняясь, они
подходили к стоящим на улице машинам и щупали-щупали-щупали... А потом
вслух удивляясь, что "Лада" нормально собрана, нормально окрашена, и
что вовсе невероятно - с завода выходит с парктроником, датчиком дождя
и света, и полуавтоматическим климат-контролем...
Если честно, даже я, услышав про датчик света и парктроник,
подумал, что меня разыгрывают. Но потом пригляделся и увидел три
ультразвуковых радара на заднем бампере и фотосенсор на лобовом
стекле... Неплохо. И даже удивительно - ведь, получается, на ВАЗе
сделали все, что обещали два года назад,
когда "Приора" только-только появилась на рынке. Тогда продавались
практически "голые" машины, а сейчас у универсала в комплектации
"суперлюкс" (ценой 360 тысяч рублей) есть две подушки безопасности,
ремни с преднатяжителями, четырехканальная АБС фирмы Bosch...
- А вот, - говорит главный конструктор "Приоры" Валерий
Павлович Козенков, доставая несколько листов бумаги с таблицами и
картинками - ПДК, "План корректирующих действий" по итогам журналисткой
презентации "Приоры"-седана в Сочи. Помните, например, вы жаловались на
хлипкие и неудобные внутренние ручки дверей? Их больше нет. И еще много
что по мелочам мы исправили или скоро исправим.
"Приора"-универсал,
или, как написано у машины в техпаспорте, ВАЗ-21713 полностью закрыла
"приоровский" модельный ряд и отправила последнего из представителей
"десятого" семейства - ВАЗ-2111 - на покой. Интересно, что переход от
"одиннадцатого" универсала к "семьдесят первому" прошел гораздо проще,
чем в случае седана и хэтчбека: тогда новые машины осваивали без
остановки производства. Для этого вазовцы придумали хитрую "логистику
переходного периода", которая не давала рабочим поставить "десяточные"
детали на "Приору" и наоборот. С универсалом поступили по-другому -
прекратили выпуск "одиннадцатой" и спокойно переналадили конвейер.
Торопиться не было нужды, потому что универсал и до кризиса не
слишком-то покупали, а сейчас спрос на такие машины еще меньше. Тем не
менее, "Приора" в пятидверном кузове - автомобиль уникальный. По двум
причинам: во-первых, это самый "навороченный" автомобиль за всю историю
АвтоВАЗа, а во вторых - это машина, не имеющая конкурентов. Ведь ни
один универсал такого размера и такой оснащенности не стоит так дешево
- от 340 до 362 тысяч рублей.
Сажусь за руль, завожу двигатель и прислушиваюсь: мотор работает на
холостом ходу громко и нестабильно - стрелка тахометра "плавает" вокруг
отметки "1000". В чем дело? "Мотористы так настроили блок управления",
- пожимает плечами Козенков. Когда включается муфта кондиционера, из-за
нагрузки обороты падают до 800 или чуть ниже, "мозги" думают, что
двигатель вот-вот заглохнет и принимаются его спасать: увеличивают
обороты до 1200. Затем мотор опять переходит в режим холостого хода, а
там - снова падение оборотов, и снова подгазовка. Замкнутый круг... На
скорость, как говорится, не влияет, но с непривычки кажется, что машина
неисправна. Обидно, что за год (а такой "глюк" был еще на "Калинах" с
кондиционерами, о которых мы писали в прошлом мае) блок управления двигателем так и не перенастроили...
Зато в движении к 98-сильному 16-клапаннику нет никаких претензий. Он
уверенно тянет с самых "низов" и, в отличие от 8-клапанного мотора,
который ставится на "Калину", абсолютно не киснет при включенном
кондиционере. Плюс к этому, он потребляет очень мало топлива - за время
тест-драйва расход бензина по бортовому компьютеру не поднимался выше
восьми литров на "сотню". Довольно собранная (по сравнению с той же
"одиннадцатой", где нет заднего стабилизатора поперечной устойчивости)
и очень энергоемкая подвеска вкупе с таким двигателем могли бы сделать
"Приору" вполне драйверским автомобилем, если бы не два "но" -
нечеткий, длинноходный и тугой механизм переключения передач и
очень-очень-очень длинный руль, который от упора до упора делает 3,9
оборота. Из-за рейки, которая проектировалась еще для "восьмерок" и
"девяток" и не была рассчитана на гидро- или электроусилитель,
заруливая на "Приоре" в крутые повороты чувствуешь себя на быстрой, но
ужасно неповоротливой яхте, а никак не на современном и относительно
компактном автомобиле.
"Приора" приятно удивляет
безразличием к качеству дороги
А где же обещанные "короткие" рейки на 3,1 оборота? Они,
оказывается, давно существуют, но ставятся лишь на "голые" "Приоры" без
кондиционера... Такие рейки выпускает тольяттинская компания "Рулевые
системы" совместно с немецкой фирмой ZF, и рассчитаны они на
гидроусилитель. Вся система отлично вписывается в подкапотное
пространство "Приоры", но лишь до тех пор, пока там не появляется
компрессор кондиционера. "Повесить" его на тот же ремень, что вращает
насос гидроусилителя и генератор, - значит усложнить конструкцию,
сделать моторный отсек тесным и повысить нагрузку на двигатель. Поэтому
на топовых "Приорах" гидроусилитель заменен на электрический, а место
насоса занимает компрессор кондиционера.
Бензиновый
16-клапанник объемом 1,6 литра (потомок "восьмерочного" мотора,
созданного вместе с компанией Porsche) в паре с пятиступенчатой
"механикой" - пока единственный силовой агрегат для "универсальной
Приоры". Кстати, "десятка" и "Приора" вполне приспособлены для
установки дизелей - в 90-х годах на ВАЗе сделали несколько опытных
машин с французскими моторами PSA XUD9 (они же в свое время ставились в
Чехове на экспортные "Нивы"), но по разным причинам дизельной "Приоры"
никогда не будет. А вот версия с "автоматом" должна появиться. Такую
коробку готовит российское ООО "Кате".
Начинка "автомата" практически целиком будет импортной (производитель
компонентов - компания ZF), а главная роль "Кате" - избавить "АвтоВАЗ"
от затрат на адаптацию немецкой коробки для своих машин. Автозавод
будет платить только за поставки готовых "автоматов" на конвейер.
Помимо дорогой "Приоры" с "автоматом" в Тольятти готовят доступную
модификацию с восьмиклапанным мотором, который сейчас ставится на
"Калину".
Когда была утверждена такая компоновка, оставалось найти поставщика
"коротких" реек под электроусилитель или же освоить их выпуск
собственными силами. Такой опыт у АвтоВАЗа есть - на оборудовании
немецкой фирмы Schmidt Technology в Тольятти методом накатки под
давлением уже много лет производят рейки для "девяток", "десяток" и
"Калин". "Короткую" рейку для "Приоры" тоже решили делать сами, но по
другой технологии - фрезерованием. Уже было закупили часть
оборудования, но тут... Внезапно сломался пресс Schmidt, и под угрозой
остановки конвейера и многомиллионных убытков вазовцы купили у немцев
еще один такой агрегат. Поэтому денег на дозакупку фрезеровального
оборудования не осталось, и, так как в стране кризис, никто не берется
сказать, когда они появятся.
Кстати, в теории рейки для "Приоры" можно выпускать и на
существующем оборудовании. Тем более, что старый пресс-таки починили, и
на ВАЗе теперь их два. Но тольяттинцы, вспоминая недавнюю историю со
"Шмидтом", боятся регулярно перенастраивать что старый, что новый
агрегат с "коротких" реек на "длинные" и наоборот. Единственный
автомобиль, ради которого сделали исключение - мелкосерийная
"Калина-Спорт".
Так что, пока нет "короткой" рейки, "Приора" не слишком годится
для активной езды. А вот для поездок на дачу новый универсал подходит в
самый раз - он неплохо держит прямую, уверенно разгоняется со скорости
"за сотню", а главное - абсолютно безразличен к качеству асфальта.
Единственное, что раздражает при быстром движении - это шумы. Шелестит
ветер около наружных зеркал (как выяснили вазовцы, из-за неровно
вставленных в их корпуса заглушек), поскрипывает внутренняя обшивка
задних форточек, гудят шины "Кама-Евро", а если обороты поднимаются
выше четырех тысяч, то начинает недовольно ворчать двигатель...
Впрочем, громкой "Приора"-универсал кажется лишь по сравнению с
иномарками - с тем же "Логаном", например. А если в качестве референса
брать "одиннадцатую", то по акустическому комфорту новая тольяттинская
машина будет на две головы выше. И не в последнюю очередь благодаря
более качественным, "нескрипучим" материалам отделки салона, в
частности - передней панели. Ну а что касается "Логана", то, как
рассказывает Валерий Павлович, на "ВАЗе" его тестировали и разбирали.
"Да, - признается конструктор - французско-румынская машина лучше и по
акустическому, и по виброкомфорту. Но проблема в том, что сделано это
мягко говоря, непромышленными, почти гаражными методами. Например,
внутри логановских дверей - нанесенная вручную мастика. В условиях
гибкого, компактного производства, как на "Автофрамосе" такая операция
вполне допустима, а вот на многокилометровом главном конвейре
"АвтоВАЗа" так уже не получится". А другие, "высокотехнологичные"
методы снижения шумности для машины такого класса оказываются слишком
дороги...
Сейчас
центральную консоль "Приоры" украшает пресловутая крышечка с надписью
"Open". Но вскоре на ее месте должна появиться "двухдиновая" магнитола
с поддержкой mp3 и USB-входом. А на регуляторе блока управления
климатом, который отвечает за температуру, появится цветовая
градуировка.
У "Приоры"-универсала большой и довольно удобный багажник: с широким
проемом и сиденьем, складывающимся полностью или по частям. Причем в
его подушке предусмотрены крепления для подголовников. Есть лишь две
проблемы - громоздкая полка багажного отсека, которую до конца лета
обещают заменить на шторку, и невозможность открыть багажник снаружи -
отпереть можно только кнопкой в салоне или ключом (засунув его в
замочную скважину или кнопкой на его корпусе).
Датчик света и дождя включается кнопкой на центральной консоли, а его
чувствительность регулируется рукояткой на кронштейне салонного
зеркала. "Гаджет" вполне работоспособен, но, к сожалению, бесполезен.
Дело в том, что в автоматическом режиме подрулевой переключатель
"ближний-дальний" не действует, и чтобы безопасно ездить по ночным
дорогам, хочешь-не хочешь, придется включать свет принудительно -
кругляшом слева от руля. Тогда все работает. Конечно, в моей голове
возник вопрос: "Почему так?!". Оказалось, все дело в вышеупомянутом
переключателе "ближний-дальний": он сделан по-старинке, с двумя
фиксированными позициями. И если датчик света сработает, когда
переключатель находится в положении "от себя", то автоматом включится
не ближний свет, а дальний. А это запрещено международными нормативами
и российскими ГОСТами. Зато парктроник, несмотря на то, что датчиков в
бампере не четыре, как обычно, а три - работает нормально.
Зеркала с корпусами из черного глянцевого пластика смотрятся отлично.
Жаль только, что заглушки в нижней части их кронштейнов вставлены
неровно, что приводит к возникновению ненужных аэродинамических шумов.
А может ну их всех - парктроник, датчик дождя и света, подсветку в
нижней части дверей, штатную аудиосистему, которая должна появиться в
конце лета, навигацию "ГЛОНАСС", которая-таки есть в планах завода
(правда, в далекой перспективе), "автомат", систему "старт-стоп" (уже
сделана техническая документация по ее внедрению на "Приору") и прочие
навороты? Не лучше ли окончательно довести машину "до ума"? Тем более,
на АвтоВАЗе прекрасно понимают, что для этого надо сделать...
На
первых товарных "Приорах" стояли сиденья с натуральным наполнителем из
кокосовых очесов. Плюсы таких кресел в том, что они не теряют форму со
временем и хорошо вентилируются. Сейчас их заменили сиденья с
синтетическим наполнителем - дешевле и, в то же время, удобнее. Но в
скором будущем "кокосы" вернутся: во-первых, АвтоВАЗ сможет хвастаться
"экологически чистыми" материалами, а во-вторых, поможет пережить
кризис небольшому отечественному предприятию, где эти набивки
изготавливаются.
Похоже, нет. Не лучше. И дело тут не в создателях "Приоры", а в ее
потенциальных покупателей. Многие из этих людей, пересев на "китайцев",
показали, что им абсолютно наплевать не то что на качество - на
"автомобильную сущность" того, на чем они ездят. Главное, чтобы к
самобеглой тележке прилагалась тонировка, ЖК-телевизор с рогами антенны
на заднем стекле, кондиционер, краска "металлик", сигнализация с
пейджером и еще какая-нибудь ерунда. И АвтоВАЗ, понимая специфику
российского рынка, был вынужден обвесить "Приору" мишурой и закрыть
глаза на многие ее недостатки - как наследственные (например, из-за
"девяточной" геометрии рулевого механизма "баранка" смещена вправо
относительно центра водительского сиденья на 3,5 сантиметра), так и на
вновь приобретенные (датчик дождя и света включается по странному
алгоритму - в автоматическом режиме не работает переключатель
"ближний-дальний", на кочках самопроизвольно открывается футляр для
очков, багажник снаружи невозможно открыть без ключа...).
Главному конструктору "Приоры" и "десятого" семейства Валерию Павловичу
Козенкову много приходилось работать с иностранцами - с двигателем и
ABS помогали немцы, с дизайном салона - итальянцы... Гораздо проще,
говорит он, общаться с теми, кто понимает российский юмор. Для этого
есть несколько "тестовых" анекдотов, по которым сразу понятно - свой
человек или нет. Вот один из таких анекдотов:
Чукча (жене): Не знаешь, почему русские говорят, что мы такие (стучит кулаком по столу)?
Жена (вставая): Кто там?
Чукча: Сиди, я сам открою!
Несмотря на все это "Приора" - это автомобиль, а не четыре колеса с кондиционером.
Нормальный автомобиль за свои деньги. И, что очень важно, я верю тем
людям, которые его делают. Верю Валерию Павловичу Козенкову, который
прекрасно видит все недостатки машины и убедительно отвечает на любой
вопрос "почему?".
А как сделать так, чтобы этих "почему" не было? Нужно одно -
потребитель, который разбирается в том, за что он платит. И я искренне
надеюсь, что когда-нибудь такие люди будут в нашей стране в
большинстве...
|